Спецпроект ВЫБОРЫ: Новый закон о выборах. Мнения, комментарии

Через три месяца в стране пройдут местные выборы. Пройдут, конечно же, не первый раз. Но первый раз при таком «странном» законодательстве. В мэры теперь только после поклона партии и если последняя соблаговолит, ну и частичная мажоритарная система конечно подогревает интересы, как сильных стать еще сильней, так и маргиналам стать хоть чуть-чуть сильными. Эксперты: Новый закон о выборах обезоружил оппозицию и узаконит Партию регионов по всей стране. На вопросы Econo отвечали Надежды Копылец – аналитик Евразийского Института свобод и Ярослав Погарский – директор Киевского Института стратегического развития.

Надежды Копылец – аналитик Евразийского Института свобод: Новый Закон о местных выборах является классическим примером того, как каждый режим, приходящий к власти, пытается «перекроить» правила игры под себя. В этом контексте, нововведения фактически обезоружили оппозиционные силы или тех, кто себя таковыми позиционировал. Прописанные в нем условия дают беспрецедентную возможность большим партиям без труда обеспечить себе ключевые позиции во всех местных Советах. При этом, так называемые, «новые» лица и лидеры оказались у «разбитого корыта» – вложенные в президентскую кампанию средства и ресурсы тех же Арсения Яценюка, Анатолия Гриценко, Сергея Тигипко не дадут ожидаемых дивидендов. Так же значительно теряет шансы и лидер столичной оппозиции Виталий Кличко, который еще в начале года заявлял о планах провести своих депутатов в местные Советы чуть ли не по всей Украине.

 

Однако, шанс пробиться к власти на местных уровнях у молодых политиков все же есть – баллотирование по одномандатным округам дает такую возможность. И очевидно, именно на это и будут сделаны основные ставки. Уже сегодня мы видим предвыборные биг-борды, которые хотя и дают нам возможность узнать, к какой политической силе принадлежит кандидат, но основной акцент делают на его личности. Поэтому, особыми ноу-хау эта избирательная кампания отличаться не будет. Наоборот, большинство кандидатов вернется к старым проверенным механизмам и инструментам, которые действовали во времена мажоритарной системы – КОДД, «пайки» с продуктами или лекарствами, окрашенные накануне выборов лавочки или отремонтированные фонари, активизация работы общественных приемных и т.д.. Основные информационные потоки будут направлены на то, чтобы вспомнить «сколько хорошего» сделал кандидат и пообещать сделать еще больше.

Конечно, без административного ресурса не обойдется. В первую очередь это будет касаться того, как должны голосовать трудовые коллективы: заводы, школы, больницы, армия – будут избирать тех, «кого скажут».

Отдельная опасность кроется в сжатых сроках предвыборной кампании, которая по закону стартует 11 сентября этого года. Маловероятно, что будут соблюдены все необходимые процедуры по организации избирательного процесса на должном уровне. Кроме того, Украина так и не получила выводов европейских институций относительно соответствия нового Закона о местных выборах нормам европейского права. Это дает основания прогнозировать, что результаты волеизъявления граждан могут пересматриваться. Не исключено, что в данном случае к этим нормам будет апеллировать сама власть, если результаты выборов не будут соответствовать ее ожиданиям.

Ярослав Погарский – директор Киевского Института стратегического развития: Новый Закон о местных выборах предусматривает возможность провластных сил использовать все свои ресурсы, а с другой находит механизмы, как не допустить в местные Советы силы, которые могут оппонировать нынешнему режиму. Пропорциональная система на этих местных выборах будет представлять в разных пропорциях все то негативное, что есть в украинском политикуме. Те, кто владеет этими отрицательными чертами будут пропорционально представлены в местных Советах. А та составляющая, где говорится об одномандатных избирательных округах, превратится практически в классическую мажоритарную избирательную систему – то есть, те, кто имеет определенный финансовый ресурс, смогут взять власть в этих округах.

Это легко проследить на примере столичного городского Совета – из 120 депутатов половина будет избираться по спискам, остальные 60 – в округах. Если учесть, что примерный рейтинг провластной сегодня Партии регионов составляет около 10%, то 6-8 человек зайдет в Киевсовет «по списку». Из тех, кто баллотируется по одномандатным округам, минимум 30 из 60 будут либо от той же Партии регионов, либо же в конечном итоге после выборов окажутся в составе фракции ПР. Таким образом, Партия регионов в Киевском городском Совете вполне может быть представлена 40-45 депутатами, в то время как «по списку» киевляне проголосуют и дадут представительство лишь 6-8. По аналогичному принципу будет происходить формирование местных Советов по всей Украине.

Вместе с тем, последствия от этого будут не такими уж и плачевными, поскольку мы уже давно идем этой дорогой. Парадоксально, но политреформа, которая была призвана усилить роль Парламента в украинском обществе, напротив, свела ее на нет. Верховный Совет перестал быть площадкой для дискуссий и местом, где совпадают разные интересы общества, и где находится баланс этих интересов. На сегодняшний день, Парламент – это инструмент для реализации исключительно интересов большинства. По новым условиям выборов, местные Советы попросту станут парламентской калькой – если раньше, чтобы протолкнуть любое решение необходимое общине толи в Верховном Совете, толи в местных Советах, нужно было провести дискуссию и убедить почти каждого депутата, то теперь достаточно будет сформировать простое большинство и оно будет штамповать нужные решения. Очевидно, что позитивного развития местных Советов от этого наблюдаться не будет.

Если оценивать процедурные моменты нового Закона, то наибольшее количество возможностей для фальсификаций кроется в избирательных комиссиях. Их формирование без обязательного пропорционального представительства всех субъектов выборов, дают основания прогнозировать, что «игра будет вестись в одни ворота» – мы станем свидетелями того, как лидеров гонки будут массово снимать с регистрации.

One thought on “Спецпроект ВЫБОРЫ: Новый закон о выборах. Мнения, комментарии

  1. Другие эксперты отмечают и еще один немаловажный момент: новый закон серьезно ограничивает возможностии стать наблюдателем на выборах, и права тех наблюдателей, которым все таки удастся получить этот статус.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s