Встретила интересную статью. Делюсь.


Райская сеть

Система «электронного правительства» Эстонии позволила сделать максимально эффективным взаимодействие с госорганами обычных граждан и предпринимателей. В Украине реализация подобной программы, по оптимистическим прогнозам, возможна не ранее 2015 года.

Дария Рябкова
«Инвестгазета» №27, 15 июля 2007

Система «электронного правительства» Эстонии позволила сделать максимально эффективным взаимодействие с госорганами обычных граждан и предпринимателей. В Украине реализация подобной программы, по оптимистическим прогнозам, возможна не ранее 2015 года.  

Принято считать, что треть своей жизни люди спят и еще столько же – тратят на работу. Мировой банк и Международная финансовая корпорация доказали, что в то время как полпланеты спит и еще полпланеты работает, украинцы стоят в очередях в налоговую инспекцию. Согласно их исследованию Doing Business 2007, четверть жизни (2185 часов в год) у украинских предпринимателей занимает процесс уплаты налогов. Больше – только в Бразилии, где на общение с налоговой у бизнеса уходит 2600 часов в год. Для сравнения: в Эстонии на все общение с представителями налоговой администрации бизнесмены тратят не больше 104 часов в год. Более того, если в Украине процесс уплаты налогов неизбежно сопровождается «паломничеством» в среднем в пять-семь инстанций, представителю эстонского бизнеса не обязательно даже вставать со своего кресла. Все, что ему нужно сделать – оформить через Интернет заявку в соответствующие госорганы. Благодаря существующей в Эстонии перекрестной системе базы данных, чиновники сами займутся поиском интересующих их сведений о предприятии.
Электронное оформление виз и детских пособий, уплата налогов и участие в обсуждении законодательных инициатив – все это результат создания «Электронной Эстонии». Проекта, призванного построить демократическое общество, в котором общение между населением/государством с одной стороны и бизнесом/государством с другой проходит в атмосфере полной открытости и оперативного взаимодействия.  

Народная система  

Кто-то сочтет это утопией? Вовсе нет. Все, что для этого нужно – свести данное общение к минимуму. А помочь в этом призваны информационно-коммуникационные технологии. Академия электронного управления в Таллинне – консультационный орган, помогающий реализовывать проекты электронного правительства в Эстонии. Директор академии в прошлом, а сегодня один из ее ведущих специалистов Ивар Талло на собственном примере объясняет, как «общается» с государством. По его словам, все, что нужно для этих взаимоотношений – личная ID-карта (она есть у каждого гражданина Эстонии), специальный разъем, и Интернет. «Дизайн не очень красив, зато функционален», – шутит Талло, объясняя принцип доступа к полной базе данных эстонских госорганов, в которой собраны сведения обо всех жителях, предприятиях и ресурсах этого государства. Вводит пароль и входит в систему X-road, обеспечивающую перекрестный доступ к любой информации. Именно посредством этой современной системы любой гражданин эстонского государства оформляет необходимые ему документы.
Согласно закону, действующему в Эстонии, государство не имеет права требовать с гражданина информацию, которой уже владеет. А значит, если в одном из госорганов сведения о вас уже существуют, другое ведомство будет запрашивать эти данные уже не у вас, а у профильного министерства. Неудивительно, что в то время как в международном рейтинге по условиям ведения бизнеса Doing Business 2007 Украина занимает 128-е место, Эстония находится на 17-м. И если в нашей стране поход в ЖКХ или налоговую «смерти подобен», в Эстонии, с тех пор как заработало «электронное правительство», общение граждан с органами власти кратковременно и беспроблемно. А главное – редко когда выходит за пределы виртуального контакта. Кстати, именно по этой причине Интернет сегодня становится средоточием общественно-политической жизни Эстонии.  

«Легко, приятно, весело»  
 

Так гласит девиз одного из крупнейших эстонских городов Тарту. Именно по такому принципу, считает местная горадминистрация, и должно строиться общение населения с властью. Главным помощником в этом также выступает Интернет.
Представим себе картинку. Центральная площадь города. Возле фонтана, отыскав среди зеленой листвы одну из многочисленных городских веб-камер, явно приезжий юноша самоотверженно машет рукой в ее направлении. Как становится понятно после некоторых пояснений местных жителей, в его родной стране зашли на туристическую страничку сайта Тарту, и теперь «по ту» сторону экрана в режиме он-лайн наблюдают за путешественником. После того как на сайте города появилась веб-камера, подобный способ общения у находчивых туристов пользуется бешеной популярностью. На этом же сайте, объясняет Ханнес Асток, в прошлом – вице-мэр Тарту, а нынче депутат эстонского парламента, городская власть разместила все, что может понадобиться любому горожанину, бизнесмену или туристу. От официальных документов и привычной афиши до планировщика рейсов автобуса, который поможет вам добраться до пункта назначения с наименьшими потерями сил, времени и денег. Как и порталы центральной власти, сайт города Тарту – это возможность для двухстороннего общения: государства и бизнеса, государства и граждан. Оформление документов и справок, платежей за стоянку и даже сообщения в муниципалитет о разбитых фонарях и незакрытых люках. «С момента введения для решения этих вопросов специального городского номера – 1789 звонки граждан на него не стихают, ведь никто не хочет, чтобы рядом с его домом что-то было не так», – рассказывает Ханнес Асток.Еще одно решение администрации Тарту – регистр планирования города – и вовсе поражает. На сайте муниципалитета публикуют планы его застройки, дабы все жители, не желающие однажды утром увидеть из своего окна фундамент нового мусороперерабатывающего завода, могли заблаговременно опротестовать решение о его строительстве. Или даже расставить на электронной карте города вокруг своего дома «флажки», чтобы обо всех изменениях (будь-то строительство или рытье дорог) им сообщали автоматически.   

Скромность власти 
 
Открытость государства для общества и отсутствие жестких барьеров между правительством и населением (будь то в виде полицейских нарядов или атмосферы секретности и таинственности бюрократического аппарата) очень явно прослеживаются во всех элементах эстонской жизни. Взять хотя бы работу эстонского Кабмина. В отличие от громадины украинского Кабинета Министров, здание эстонского правительства напоминает небольшой уютный особнячок, в котором, будь на то воля предприимчивых бизнесменов, с удовольствием поселились бы пара-тройка ресторанов. Непривычно низкие потолки коридоров, внутренний дворик, в котором в летние вечера благодаря хорошей акустике устраиваются концерты для простых граждан, абсолютное отсутствие напыщенности и пафоса. Даже охраняют Кабмин всего две белокурые женщины в полицейской форме. В системе работы – все тот же динамизм и скромность. В августе 2000 года правительство Эстонии первым в мире отказалось от бумаг и начало использовать только электронную сеть документации. Сегодня зал заседаний Кабмина оборудован всем необходимым для работы в он-лайне. Специальное покрытие на столах, чтобы рабочие ноут-буки не «ездили»; проекторы на стенах для отображения обсуждаемой информации. И – никаких бумаг. Закон о том, что все решения центральной и местной власти должны отображаться на ее официальной странице, вступил в силу еще в 2002 году, и сегодня публикация в печати больше не является в Эстонии необходимым условием для вступления закона в силу. На бумаге публикуются только оригиналы утвержденных законодательных актов. Все обсуждение законодательных документов происходит в Сети, все принятые документы находятся в открытом доступе. Как объясняют представители властей, эффект нововведения для правительства как минимум тройной. Благодаря прозрачности принятия решений – снижение коррупции. Согласно оценочному исследованию населения, проведенному компанией The Gallup Organization, в 2006 году по уровню «чистоты работы» Эстония занимала в мире 37-е место, в то время как Украина – 93-е (из общего количества в 101 место). Благодаря возможности вносить правки без привязки по времени повышается оперативность работы. Внести свои замечания в обсуждаемый законопроект любой министр может уже на этапе подготовки к официальному рассмотрению документа. Открытые дискуссии по законопроектам стали почти историей: все возражения обсуждаются перед заседанием. И, наконец, благодаря возможности проследить любой законодательный шаг министра значительно возрастает доверие к власти со стороны простого эстонца. Теперь он может не только в режиме он-лайн наблюдать за работой правительства, но и при желании вносить в рассматриваемые законопроекты свои предложения. И даже тот факт, что пользуются этим правом единицы, лишь подтверждает утверждение о доверии к властям. «Зачем? – удивляется моему вопросу о том, как часто она участвует в обсуждении законопроектов, белокурая эстонка средних лет. – Я доверяю власти, и с вопросом к правительству обращалась лишь раз – для уточнения коммунальных тарифов».  

Игра в «барона Мюнхгаузена» 
 

«Электронное правительство» стало для Эстонии единственной возможностью сыграть в «барона Мюнхгаузена» и вытащить самих себя из болота», – шутит Ивар Талло. По его словам, при внедрении «электронного правительства» технологии составляют только 10-20% от общего успеха. Еще 80% – это обучение персонала, работа на законодательном уровне, но главное – политическая воля руководства страны. Именно последний фактор позволил в середине 1990-х дать старт мощному проекту развития «электронного правительства» в этом государстве. Тогда, преследуя цель как можно скорее стать членом ЕС, вокруг идеи создания такого правительства объединились все политические партии и народ.  
В Украине политические инициативы для развития проекта «электронного правительства» также присутствуют. По крайней мере, в апреле 2003 года была презентована программа «Электронная Украина». Сегодня уже активно работает единый портал украинского правительства, на сайтах большинства «кабинетных» ведомств можно взять бланки для заполнения некоторых документов, а на сайте Кабмина даже есть отдельная рубрика, посвященная реализации «Электронной Украины». Но если бы для определения политической воли существовали специальные единицы измерения, Украина в желании создать «электронное правительство» Эстонии наверняка бы проиграла. Десятки раз.Так, если в Эстонии свидетельством политической воли является повсеместное внедрение «электронного правительства», то в нашей стране при самых оптимистичных сценариях подобного уровня информатизации можно ожидать не раньше 2015 года. Именно таковы временные рамки «Плана действий по реализации задач по развитию информационного общества в Украине» – проекта, еще даже не получившего официальную поддержку Кабмина. Пока Украина «плавает» между минимальным и максимальным уровнем информатизации общества. В центре она уже пробует реализовывать электронный обмен данными и документами со своими гражданами и бизнесом, на периферии же – только учится созданию веб-страниц. На фоне явных достижений центральной власти, регулярно сообщающей о новых победах на ниве информатизации своих услуг, подавляющее большинство простых украинцев до сих пор не видят разницы между такими словами, как Интернет и e-mail.  Интернет-комнаты на базе отделений «Укрпочты» должны появиться в каждом украинском селе. Но когда желаемое станет действительным, сказать трудно. Даже на областном уровне сайты большинства регионов сегодня работают через раз, а интернет-кафе даже в ряде крупных городов являются местной достопримечательностью. Если эстонское правительство через Интернет получает 82% налоговых деклараций, то у нас на домашнюю страницу налоговой администрации из-за запутанной структуры сайта многие просто не заходят. Что там говорить – страница управления информатизации при Государственном департаменте по вопросам связи и информатизации Украины и вовсе не работает.  

Need help 
 

Основная причина подобного положения дел, по мнению Валерия Фищука, заместителя директора представительства компании Cisco в Украине по взаимодействию с государственным сектором, как раз не в отсутствии нормативной базы, хотя разработку таковой необходимо продолжать. Основная проблема – ответить на вопрос «как это делать?», получить достаточное государственное и иное финансирование, консолидировать или хотя бы эффективно координировать бюджетные расходы на такие проекты, и главное – создать сильную структуру для управления стратегией, тактикой, проектами «Электронной Украины».
В Эстонии на эти нужды ежегодно выделяется 1% бюджета (35 млн. евро в 2006 году). «Электронная Россия» – федеральная целевая программа Российской Федерации – «съест» в 2007-2010-м ни много ни мало $922,32 млн. Киев за все годы раздумий над проектом «Электронная Украина» так и не создал проект бюджета «электронного правительства» Украины. Показательная ситуация: по данным Департамента связи и информатизации, сегодня ряд направлений «электронного правительства» включены в разработанный им «План действий по реализации задач…». Но даже в случае успешного утверждения никаких средств из госбюджета на реализацию этого проекта выделяться не будет…Между тем ранее говорилось о том, что предварительная стоимость реализации программы «Электронной Украины» составляла 10-12 млрд. грн., рассчитанных до 2010 года. Цифры внушительные. Но, к примеру, по некоторым подсчетам, только экономия при внедрении компьютерной системы в Эстонии на затратах PR-акций, канцелярских материалах и бумаге позволила окупить все вложения на создание системы электронного правительства в течение 14 месяцев. Кроме того, не все финансовые «тяготы» по созданию электронного правительства должны ложиться на плечи государства. В той же Эстонии власть успешно сотрудничает с бизнесом в вопросах создания инфраструктуры цифровой подписи и ID-карт, обучения 100 тысяч человек работе в Интернете, а также обеспечения свободного беспроводного доступа к Сети в аэропортах, гостиницах, на АЗС. Думаю, в нашей стране также найдутся десятки и сотни желающих инвестировать в «Электронную Украину». А чтобы эффект от финансирования проекта ощутил каждый украинец, по мнению Валерия Фищука, средства нужно направлять не только на внутренние нужды органов власти, но и на улучшение взаимодействия госструктур с гражданами и бизнесом. То есть, скажем, на развитие системы взаимодействия государственной налоговой администрации с налогоплательщиками, на электронное таможенное оформление грузов, на онлайн-заполнение и обработку различных форм документов. Всего государство, по подсчетам специалистов, предоставляет около 400-500 государственных услуг, а это значит, что как минимум половину из них можно превратить в электронную, или так называемую альтернативную форму.Впрочем, чтобы придать проекту необходимое «ускорение», одного лишь финансирования недостаточно. «Нужно создать действительно мощную структуру с достаточными полномочиями и статусом, – отмечает г-н Фищук. – На сегодняшний день в Украине сферой информационных и телекоммуникационных технологий занимается Государственный департамент по вопросам связи и информатизации. В этой структуре работает много действительно толковых специалистов, но такие задачи, как «электронное правительство», «Электронная Украина» – это задачи национального масштаба, требующие огромных ресурсов, колоссального межведомственного взаимодействия, координации, задействования сотен подрядчиков и т. п. Государственная структура, которая «потянет» такие проекты, должна иметь огромный политический вес и уважение, быть не «отраслевого» вертикального характера, а горизонтально-инфраструктурного, ведь внедрение таких систем будет касаться одновременно всех учреждений, регионов, иногда даже отраслей экономики. Силами одного департамента не справиться. Работу такой структуры необходимо координировать на уровне отдельного – т.е. исключительно под эту тему – вице-премьер-министра. Не помешает и создание необходимых консультационных органов наподобие эстонской Академии электронного управления, чтобы украинские активисты могли приобретать опыт и знания в пределах собственного государства. Люди хотят жить в современном государстве, богатом и эффективном. Акселерацию ежегодного роста ВВП Украине могут обеспечить только масштабные инфраструктурные проекты, и прежде всего – информационно-телекоммуникационные».При этом, как и в иных вопросах, слепо копировать опыт других государств в сфере электронного управления глупо. При попытке реализации в Украине, например, регистров планирования городов обязательно найдутся недоброжелатели, которые сделают все возможное, только бы не выпускать теневых потоков из рук. Да и говорить об обеспечении доступа к Интернету всего населения Украины даже сегодня еще рановато. А потому, исходя из собственных территориальных и финансовых ресурсов, целевых аудиторий, исторического опыта и особенностей менталитета, Украина должна разработать свою формулу создания «электронного правительства». Как это сделали в свое время многие развитые страны. Иначе – так и останемся государством, в котором сайты департаментов, ответственных за информатизацию страны, не работают, а четверть жизни предпринимателей проходит под стенами налоговой администрации.                 

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s