А ведь прав….

Пару дней назад встретилась с несколькими удивительными и интересными друзьями одесситами.  А сегодня надыбала на статью одного из них.

 


 

Часто простое кажется вздорным, чёрное белым, белое чёрным
М. Танич

Верховная Рада Украины после напряженных потуг и продолжительных схваток все же разродилась новой датой выборов в местные советы. 31 октября, когда все сознательные россияне отпразднуют День работников СИЗО и тюрем, когда все прогрессивное человечество будет отмечать День Водителя, а непрогрессивное – Хэллоуин, мы дружно возьмемся за руки, построимся парами и пойдем на избирательные участки выбирать депутатов областных, районных, городских и сельских советов, а также мэров и председателей сельсоветов.

Хочется задать вопрос: кто все эти люди? Что мы знаем об этих достойнейших из достойных – о депутатах и мэрах? Мы знаем, что это те люди, которые раз в пять лет украшают наши улицы бигбордами со своими фейсами, и с каждым разом эти бигборды становятся все шире и шире, а иначе фейсы уже не влезают. Ближе ко дню голосования они раздают пенсионерам гречку со шпротами, а затем пять лет «решают вопросы местного значения», как это прямо предусмотрено ст. 140 Конституции Украины.

Это то, что мы о них знаем, а потому особо останавливаться не будем. Давайте вспомним то, чего мы не знаем совсем, или знаем плохо.

Начнем с того, что депутат местного совета – это совсем не тот народный депутат, который в «доме под куполом», в смысле, в Верховной Раде. Те народные депутаты принимают законы, ратифицируют договоры, придумывают налоги и назначают министров. Одним словом – занимаются политикой.

Местные депутаты – совсем другое дело. По сути, все вопросы, касающиеся местных советов – это вопросы управления совместной собственностью. По закону это называется «собственность территориальной громады», то есть – совместная собственность всех жителей города (поселка, села, района, области). Местные депутаты и мэры – это люди, которым мы фактически даем пятилетнюю доверенность на право управления от нашего имени и в наших интересах этой нашей собственностью.

Давайте хоть приблизительно подсчитаем, сколько мы доверяем нашим депутатам, в денежном эквиваленте. Бюджет города Одессы на 2010 год изначально составлял три с лишним миллиарда гривен. Сейчас уже больше. То есть, на каждого жителя миллионного города приходится порядка четырех тысяч гривень в год. Итого, на этих выборах депутаты получают от каждого из нас доверенность на распоряжение примерно двадцатью тысячами гривен за ближайшую пятилетку.

И это – только официальный бюджет. А есть еще городская земля, есть коммунальные предприятия и прочая коммунальная собственность, а это, как говорится, совсем другие деньги. Есть еще "тумбочки" – официальные и неофициальные внебюджетные средства. Я затрудняюсь сказать, сколько стоит город Одесса (вся Одесса очень велика), но я знаю точно, что все это несметное богатство, принадлежащее нам и являющееся совместной собственностью одесситов, управляется ими – мэром и депутатами местных советов.

Итак, давайте еще раз отметим: депутатский мандат – это на самом деле пятилетняя доверенность на право управления очень дорогой собственностью и деньгами на её содержание, которые составляют совместную собственность соответствующей территориальной громады.

 

Однако у обычной доверенности и у депутатского мандата есть несколько отличий. Когда я выписываю кому-либо доверенность, я могу на собственное усмотрение решить, какие полномочия давать доверенному лицу, в меру, так сказать, доверия к нему. Другими словами, я могу сказать: вот тебе, Петя, доверенность на право управления автомобилем: катайся сколько угодно, но продавать, дарить мою машину я тебе не разрешаю. А тебе, Вася, – генеральная доверенность на распоряжение моей квартирой в другом городе. Можешь платить от моего имени за свет и газ, можешь делать ремонты и реконструкции, можешь сдавать в аренду, можешь продавать полностью или по частям – ты человек честный, я тебе доверяю, делай, что считаешь нужным.

Но это – доверенность. То ли дело депутатский мандат! Владельцы мандатов получают наше имущество в безраздельное и фактически неограниченное (нашими пожеланиями) пользование. Они, конечно, теоретически могут по-хозяйски относиться к нашему имуществу, могут бережно и рационально его использовать, могут направить на получение дохода, который пойдет на благо хозяев. А могут (как и происходит обычно) этого не делать – могут наше имущество продать, подарить, разбазарить, распилить, пропить, причем как в переносном, так и в прямом смысле. И ничего им за это не будет, потому что все по закону.

Далее. Если я выдал человеку доверенность, я могу свободно аннулировать её в любой момент, а вот мэра или депутата так просто не аннулируешь. Отозвать депутата на сегодняшний день – ох, нелегкая это работа. И что характерно, проще всего, буквально в два счета, отобрать депутатский мандат может руководство партии, по спискам которой этот депутат попал в местный совет. То есть, получается, что доверенность на управление своим имуществом я выдать могу, а аннулировать её может только дядька в Киеве, не имеющий к моему имуществу решительно никакого отношения. Возникает вопрос: о чем будет думать такой депутат, получив в распоряжение мое имущество – о том, чтобы в моем огороде бузина хорошо росла, или о том, что в Киеве дядька?

Вообще, партийный принцип формирования местных советов – это хоть и привычный, но все-таки идиотизм. Допустим, я хочу нанять дворецкого, который будет распоряжаться и управлять моим имуществом, а также деньгами на его содержание. Что я делаю? Ищу в нужном городе достойного человека, проверяю рекомендации, опрашиваю друзей и знакомых, провожу собеседования, навожу справки, делаю выбор, пишу доверенность.

При пропорциональной (партийной) системе выборов в местные советы, которая была введена у нас в стране в 2006 году, право быть такими «дворецкими» получили только те, у кого есть рекомендация из горкома его партии. При этом, что характерно, я не могу сказать: вот этот «партийный дворецкий» мне нравится, а вот этого – кыш. Нет, так не бывает. На выборах я могу проголосовать только «за горком» (или «за блок горкомов», что смешно само по себе), а уж они сами между собой решат, кто получит мое имущество в полное и фактически бесконтрольное владение. Иначе как идиотизмом такое положение вещей я назвать не могу. Хотя нет: могу, но не буду. Просто представьте: выбираете вы главную героиню для своего эротического фильма. Хотите провести кастинг, а вам говорят: по нынешнему закону можно голосовать только за актрис по партийным спискам. Деваться некуда, вы голосуете, и получаете на роль главной героини Эдуарда Гурвица. Или Геннадия Кернеса. Если сильно повезет – Черновецкого. Я себе представляю это кино, хотя, в принципе, наше местное самоуправление представляет собой ненамного более привлекательное зрелище.

Смех смехом, но именно на этих принципах идиотизма были сформированы все местные советы – от поселковых, районных и выше – образца 2006 года. Эти люди вот уже пятый год с необычайной эффективностью «решают вопросы местного значения», то есть управляют нашей с вами совместной собственностью, и при этом плюют на нас с вами с высокой колокольни местного совета (мэрии, ратуши – нужное подчеркнуть).

Эффективное управление совместной собственностью – в этом суть, в этом альфа и омега деятельности местной власти. Вручая кому-то доверенность на распоряжение своим имуществом, вы в самую последнюю очередь беспокоитесь о партийной принадлежности этого человека. Да и «хозяйственная хватка», наличие «связей», умение «решать вопросы» и наличие «золотых рук» – это все хорошо, но тоже отнюдь не главное.

Допустим, вы ищете человека, которому доверите это свое дорогое и сложное имущество, которое требует ежедневной заботы и внимания. Вам порекомендовали хорошего сантехника. Дадите ли вы этому сантехнику генеральную доверенность на распоряжение всем вашим имуществом сроком на пять лет только потому, что у него золотые руки?

Золотые руки – это, конечно, здорово и замечательно, и вы наверняка вспомните об их владельце, когда потребуется починить кран или переставить унитаз. Но для того, чтобы починить кран, убрать пыль или содержать в порядке сад, генеральная доверенность не обязательна. Доверенность нужно дать тому, кому вы полностью доверяете (собственно, само слово «доверенность» — как раз это и предполагает), и лишь потом этот человек, в честности и порядочности которого вы не сомневаетесь, при необходимости наймет на работу и «сантехника», и «решателя вопросов» и «специалиста по ландшафтному дизайну». И будет следить, чтобы все эти незаменимые специалисты хорошо работали и при этом не воровали ваше столовое серебро своими золотыми руками.

А теперь скажите, кто доверит свои кровные тому же Гурвицу, Кернесу, Черновецкому? Вот вы, вы лично, готовы отдать им свои десять тысяч долларов и ключи от квартиры, где они, эти деньги, лежат, со словами: «Бери, дорогой, пользуйся, как хочешь, делай, что хочешь, а потом, через пять лет, что-нибудь вернешь, если захочешь»? Подозреваю, что ни один здравомыслящий человек не доверит им даже подержать свой пустой (во многом, из-за них же) кошелек. В итоге кошелек подержать мы им не даем, зато отдаем в полное распоряжение миллионные города и миллиардные бюджеты и почему-то считаем это нормальным. А потом удивляемся — почему хотели как лучше, а вышло, как в прошлый раз?

Ладно, допустим, вы наняли дворецкого и определили круг его обязанностей: платить за свет и газ, брать на работу дворника и садовника и проверять их работу, заключать договоры на ремонт балконов и замену прокладок в кранах. И вдруг выясняется, что в то время, когда в вашем доме течет крыша, ваш дворецкий призывает соседей осудить израильскую военщину или подписывает от вашего имени какие-то обращения во всемирную лигу сексуальных реформ. Более того, когда вы приходите и спрашиваете, почему, собственно, течет крыша, он с гордостью показывает тексты обращений, рассказывает, сколько сил он приложил, чтобы остановить агрессию против мирного населения Палестины или провести гей-парад у вас во дворе. И говорит, что второго такого бесценного дворецкого вы не найдете, а потому доверенность обязательно нужно продлевать еще на пять лет. А крыша при этом продолжает течь, потому что и времени на этот вопрос не было, и денег на ремонт не хватило — все ушло на бумагу для воззваний и марки для них же.

Вам смешно, да? А мне не смешно, когда я читаю воззвания наших местных советов. Вступать/не вступать (ненужное зачеркнуть) в НАТО! Размещать/не размещать (нужное подчеркнуть) российский флот в далеком Севастополе! Повторно лишить Бандеру звания Героя Украины, или наоборот, сделать его Дважды, Трижды, Четырежды Героем! Когда я вижу все это пустопорожнее балабольство в исполнении муниципальных дворецких, я не сомневаюсь, что крыши в городе, условно говоря, текут и будут течь дальше. Ведь вместо того, чтобы исполнять свои прямые обязанности (заботиться о вверенном им совместном имуществе), эти депутаты занимаются откровенной ерундой. Более того, они рассчитывают именно на этой ерунде заработать баллы на предстоящих выборах. И самое обидное, что рассчитывают они не зря.

Сейчас идут баталии вокруг системы выборов. Идут жаркие споры: мажоритарная, пропорциональная, с закрытыми списками, с открытыми списками. Но скажите, можете ли вы прямо сейчас назвать людей, которым со спокойной душой доверите принадлежащий вам (на правах совместной собственности) город? Ну, допустим, пятерых таких вы назовете. Но для формирования городского совета Одессы нужно найти сто двадцать «достойников», которым, что очень важно, доверяете не только вы, а большинство горожан, плюс к ним еще и порядочного мэра впридачу!

Выборы – это всего лишь механизм поиска таких достойных людей, которым доверяет территориальная громада. Каким именно способом эти люди попадут в горсовет — это, между нами, вопрос вторичный. Но если таких людей не существует в природе, то все споры-разговоры по поводу мажоритарки, пропорционалки, по поводу сроков агитации и порядка формирования списка – всё это, при почти полном отсутствии честных и порядочных людей, становится, пардон, глубоко параллельным.

Хотя официально избирательная кампания стартует осенью, большинство кандидатов громко заявляют о себе уже сейчас. Присмотритесь, послушайте их слова и обещания и задайте себе вопрос: «Готов ли я доверить ему ключи от квартиры, где деньги лежат?»

Ведь это, и только это – самый главный вопрос предстоящих выборов в местные советы.

Сергей Дибров

One thought on “А ведь прав….

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s