Одно – покорит их, одно соберет их, одно притянет и в единую цепь скует их. Создание единого земельн

Одно - покорит их, одно соберет их, одно притянет и в единую цепь 
скует их. Создание единого земельного кадастра – когда?

Ксения Забродская, редактор Pravotoday

В Украине уже много лет (с 2001 года) должен действовать земельный кадастр, в котором бы содержались данные о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Его наличие, согласно принятому Земельному Кодексу, позволило бы не только вносить права на земельный участок (пай) в уставной капитал хозяйственных обществ, что, согласитесь, немаловажно, но и заключать договора купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. Бытует мнение, что его могут принять до 1 января 2012 года.

Учитывая эти факторы, Pravotoday проконсультировался у наших экспертов о вероятности его создания, сложностях и упрощениях в земельных правоотношениях, которые внесёт единый кадастр, и об известном позитивном опыте зарубежных стран.

Дмитрий Сичкарь, адвокат АК «Коннов и Созановский»

Часть 2 статьи 204 Земельного кодекса Украины определяет, что порядок ведения государственного земельного кадастра определяется законом. Несмотря на то, что проект закона о государственном земельном кадастре должен был быть разработан еще в первом полугодии 2002 года, на сегодняшний день окончательная его редакция до сих пор не принята. Тем не менее, даже без этого закона в Украине функционирует система учета прав на землю, в связи с чем, на мой взгляд, неверным является законодательно закреплять необходимость принятия данного закона как условие отмены моратория на распоряжение сельхозземлями.

Кроме того, законодатель забыл указать критерии, по которым распоряжение землями одной категории допускается без закона государственном земельном кадастре, а в отношении другой категории земель это право ограничено. Первостепенным в данном случае является вопрос совершенствования существующей системы учета прав на землю, при этом такие изменения должны происходить на практике, а не оставаться декларацией в нормативно-правовых актах.

Необходимо окончательно пересмотреть и урегулировать систему регистрации прав на землю, как одну из составляющих земельного кадастра, исключить законодательные несоответствия в отношении субъектов регистрационных процедур, создать правовой механизм регистрации вещных прав на земельный участок (сервитут, суперфиций, эмфитевзис) и.т.п.

Поэтому если говорить о создании полностью функционирующего и эффективного земельного кадастра, считаю, что, учитывая особенности и сложности практической реализации принятых законодательных актов,  завершение этого процесса до 2012 года является маловероятным.

Олег Климчук, адвокат МЮФ Noerr

Можно предположить, что появление конечного  срока создания государственного земельного кадастра (далее – ГЗК) связано с Соглашением о ссуде заключенном между Украиной и Международным банком реконструкции и развития 17.10.2003 на реализацию проекта «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра». Согласно Соглашению срок его реализации завершается 31.12.2012. 

Однако  утверждать, что ГЗК будет создан до конца 2012 года не приходится. Вопрос комплексный и включает в себя, в частности, как законодательный, технический, так и футбольный элементы.

В первую очередь, сама система ГЗК не сможет существовать без принятого Закона Украины «О земельном кадастре». 

Во-вторых, насколько нам известно, в Украине проведена аэрофотосъемка более чем на 70% территории, ортофотокарты подготовлены свыше 50%, а индексные кадастровые карты — всего на 10% территории страны. Своего создания ожидают электронный архив данных и необходимое программное обеспечение, что в свою очередь будет формировать автоматизированную систему ведения земельного кадастра.

В-третьих, проведение ЕВРО-2012 является приоритетным и имиджевым проектом Украины. Без ГСЗ Украина может прожить еще несколько лет, а вот без распасованного мяча на Украинских полях, жизнь Украины на международном уровне может усложниться.

На  вышеуказанном вопрос далеко не исчерпан, поскольку остается открытым вопрос передачи полномочий, баз данных и т.д. от Госкомзема к Минюсту в свете принятых в Законе Украины «О регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» изменений, которые пока никоим образом не урегулированы.

Созданная система ГЗК станет результатом  компромисса между обществом  и государством, поскольку первое всегда хочет наиболее упрощенную и открытую систему регистрации прав с минимальным объемом документов и полномочий соответствующих государственных органов, а государство, в лице государственных органов, всегда хочет получить максимум полномочий и максимум документов, чтобы обезопасить себя и своей рядового сотрудника в кабинете № вторая дверь справа. Такой компромисс достигается с годами, является непрерывным процессом, и не может возникнуть путем одномоментного принятия ГЗК. Такой компромисс зависит от активности общества на уровне общественных слушаний законопроектов, формирующейся судебной практики, активности профильных объединений и ассоциаций.
Читать дальше тут       http://pravotoday.in.ua/ru/press-centre/publications/pub-214/

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s